ACCÉSSUS AD ALTÁRE [лат.- приближение к престолу], название одного из моментов литургии верных, когда священнослужители приступают к престолу и готовят себя к совершению Евхаристии - чтению анафоры и Причащению. В большинстве богослужебных традиций А. ad а. первоначально имело не меньшее значение, чем принесение хлеба и вина (см. Вход великий, Проскомидия, Офферторий). Составными частями А. ad а. могут быть умовение рук, молитва предстоятеля о себе, испрашивание им молитв у сослужащих, чтение избранных библейских стихов.
Наиболее развитую форму А. ad а. имеет в вост. сир. обряде. Согласно каноническим правилам Церкви Востока (Chabot J. Syndicon Orientale. P., 1902. P. 268, 414, 430), анафору даже при наличии нескольких священников читает только один (Raes. La concélébration eucharistique dans les rites orientaux. P. 25-27; Macomber. P. 17-22), к-рый избирается архидиаконом из числа служащих непосредственно перед анафорой; после избрания священник идет к престолу. Это сопровождается обрядами А. ad а., к-рые приобретают большую выразительность, т. к. совершающий их священник приступает к литургисанию, заранее не зная, что именно ему придется служить в этот момент.
В восточносир. традиции А. ad а. состоит из шествия с остановками от вимы (возвышения в центре храма или перед его алтарной частью) в алтарь, сопровождаемого обменом возгласами с диаконами и чтением Символа веры; коленопреклонениями пред престолом и лобзаниями его; умовением рук; молитвой предстоятеля о себе; продолжительными диалогами между служащим и остальными священниками (Brightman F. E. Liturgies Eastern and Western. Oxf., 1896. Vol. 1: Eastern Liturgies. P. 272-274; Lodi. Enchiridion. P. 1267-1268).
В зап. сир. обряде и схожих с ним иерусалимском богослужении, византийском обряде и в богослужении Армянской Церкви А. ad а. также играет существенную роль; тексты визант. и сир. херувимских песней свидетельствуют о том, что в древности приготовлению священнослужителей к священнодействию уделялось больше внимания и придавалось больше значения, чем приготовлению хлеба и вина,- в херувимских говорится о таинстве Евхаристии и об участии в нем священнослужителей, но не о принесении Даров. В толкованиях на литургию арм. еп. Хозроя Великого (X в.) подробно разъясняется смысл молитвы А. ad а. и сопровождавшей ее ектении, а перенесение Даров диаконами даже не упоминается (Chosroae magni explicatio precum missae. P. 11-17). В Апостольских постановлениях (VIII 12. 4), одном из древнейших описаний чинопоследования литургии (Сирия, IV в.), говорится, что прежде чтения анафоры предстоятельствующий епископ совершает умовение рук, сопровождаемое молитвой. В комментариях на чинопоследование сир. литургии V в. Феодор Мопсуестийский (15-я гомилия. 31-33 - Les homélies catéchétiques de Théodore de Mopsueste. P. 511-513) и Нарсаи (17-я гомилия - The liturgical homelies of Narsai. Р. 511-513) комментируют А. ad а., происходящее после принесения Даров; согласно Нарсаи, А. ad а. состояло из коленопреклонений перед престолом, лобзания его, личной молитвы предстоятеля и испрашивания им у диаконов молитв о себе.
Впосл. из богослужения яковитской и маронитской Церквей исчез обряд принесения хлеба и вина перед анафорой (Дары находятся на престоле с начала литургии), приготовительными действиями преанафоральной части литургии остаются А. ad а. и лобзание мира. В яковитской литургии А. ad а. следует за Символом веры и состоит из умовения рук, чтения Пс 5. 8, испрашивания предстоятелем молитв о себе (СДЛ. Т. 2. С. 23-24). Кроме А. ad а. в яковитской и маронитской литургиях существует даже обряд отхождения от престола - «discessus ab altari» (Janeras. P. 476-478).
В древнем иерусалимском богослужении, за к-рым использоваласьлитургия ап. Иакова , А. ad а. происходило после лобзания мира и великой ектении и состояло из диалога предстоятеля с сослужащими, во время к-рого они говорили ему: « » (Лк 1. 35) - и произносили молитву А. ad а. «Посетивший нас милостями и щедротами» (СДЛ. Т. 1. С. 168-169). Нек-рые списки литургии содержат также молитвы «Вступив на страшный помост Твой» (помост - ступени алтаря; молитва «при внесении святых») и « », к-рые читались во время принесения Даров (СДЛ. Т. 1. С. 162).
В визант. обряде А. ad а. первоначально было самостоятельной частью литургии, не зависевшей от принесения Даров. До VIII-X вв. при церквах К-поля существовали скевофилакии, где, в частности, приготовлялись хлеб и вино для литургии. Великий вход заключался в том, что диаконы приносили Дары из скевофилакии в храм, в это время епископы и священники совершали А. ad а. До VI в. А. ad а. состояло из чтения молитвы А. ad а., каждения престола, умовения рук (со словами « » - Пс 25. 6). Сравнивая текст молитвы «τῆς προσκομιδῆς» ( - Служебник. Т. 1. С. 132-133) литургии свт. Иоанна Златоуста с текстами аналогичных молитв литургий ап. Марка, ап. Иакова, сир. литургий, Р. Тафт доказывает, что ее выражение «προσάγαγε τῷ ἁγίῳ σου θυσιαστηρίῳ» (греч.- приведи к святому Твоему жертвеннику) нужно понимать как «προσάγαγε ἡμᾶς τῷ ἁγίῳ σου θυσιαστηρίῳ» (приведи нас к святому Твоему жертвеннику - престолу). Т. о., молитва приношения литургии свт. Иоанна Златоуста (но не литургии свт. Василия Великого) является молитвой А. ad а. (Taft. The Great Entrance. P. 257-275). В VII-X вв. в визант. литургию вошла повторявшая содержание молитвы А. ad а. молитва « », обряд великого входа становился все более торжественным, после него добавилась ектения, постепенно усложнялся диалог предстоятеля и сослужащих (в к-рый помимо прочего входят слова Лк 1. 35, обращенные к предстоятелю: « »; нек-рые рукописи продолжают этот стих словами « ». Этим выражается правосл. учение о преложении Даров в Тело и Кровь Христовы Духом Святым - см. Эпиклеза). После X в. визант. А. ad а. утрачивает целостность. Это было связано с тем, что обряд принесения Даров усложнился за счет вставки тропарей (« » и др.) и участия в нем не только диаконов, но и священников, а также с развитием др. подготовительных чинов (см. Входные молитвы, Правило молитвенное). Умовение рук при иерейском служении переместилось в начало литургии (после облачения и перед началом проскомидии), при архиерейском служении стало совершаться или только в начале литургии, или дважды - в начале литургии и перед великим входом. В результате неправильно понятых переписчиками рубрик иерейского формуляра литургии (Деснов. С. 181-189; Taft. The Great Entrance. P. 301-306) в греч. Евхологиях с XV-XVI вв., а в рус. Служебниках - с сер. XVII в. некорректно с богословской т. зр. изложен диалог священника и диакона после великого входа (слова Лк 1. 35 обращены не к священнику, к-рый совершает Евхаристию, а к диакону - Служебник. Т. 1. С. 131); в архиерейском Чиновнике диалог епископа и диакона изложен верно (Чиновник. Т. 1. С. 86).
Процесс перемещения смыслового акцента преанафоральных священнодействий с духовной подготовки к анафоре на акт материального принесения Даров отражен в визант. литургических комментариях (см. Bornert. Commentaires). В «Ареопагитиках» при рассмотрении литургии свое истолкование получают умовение рук на литургии и А. ad а. при хиротонии (греч. ἡ πρὸς τὸ θεῖον θυσιαστήριον προσαγαγή (приближение к Божественному жертвеннику) - Ecclesiastica Hierarchia. 3. 5; с представления протодиаконом ставленника народу и клирикам и приведения ставленника к престолу начинается правосл. чинопоследование хиротонии). Прп. Максим Исповедник (VII в.; Mystagogia. 16-18, 24) и свт. Герман, Патриарх К-польский (VIII в.; Герман, свт. Сказание. С. 16-17, 69-73), уже не упоминают ни диалога, ни молитвы А. ad а. В «Протеории» (XI в.; Protheoria. 19) говорится о молитве епископа не только за себя, но и за народ. Николай Кавасила (XIV в.), хотя и упоминает вкратце молитву священника о себе после великого входа, акцентирует внимание на необходимости моления о Дарах после их принесения (Liturgiae expositio. 25; Изъяснение. С. 24-25). Симеон Солунский (кон. XIV - нач. XV в.) объясняет испрашивание епископом молитв у сослужащих священников и аккламацию народа «Ис полла эти, деспота» как подготовку к анафоре (Expositio de Divino templo; Книга о храме Симеона, митрополита Солунского // Дмитревский И. Изъяснение Литургии. С. 410).
В богослужении армянских Церквей принесение Даров и А. ad а. продолжают оставаться независимыми элементами преанафоральной части литургии: в то время как архидиакон приносит Дары, священник читает молитву А. ad а. Затем священник принимает Дары у архидиакона, поставляет их на престол и совершает каждение престола и умовение рук с чтением Пс 25. 6 (СДЛ. Т. 2. С. 197-198).
В литургиях александрийского обряда (см. Александрийское богослужение; Коптская Церковь, богослужение; Эфиопская Церковь, богослужение ) молитва А. ad а. может помещаться во время принесения Даров в алтарь (СДЛ. Т. 3. С. 28-29) или перед лобзанием мира (в копт. и эфиоп. литургиях, как и в литургиях яковитов и маронитов, хлеб и вино поставляются на престол в начале литургии).
В мессах зап. обрядов элементы А. ad а., как правило, не составляют единого блока - они помещены частично в самом начале литургии, частично после принесения Даров. Молитва, к-рая читается на зап. литургиях после принесения хлеба и вина, является молитвой только о принесенных Дарах (см. Офферторий), молитва А. ad а. может читаться в начале мессы.
В древней мессе галликанского обряда священник испрашивал молитв о себе после поставления Даров на престол (СДЛ. Т. 4. С. 102).
В мессе испано-мосарабского обряда, облачившись, священник читает молитву А. ad а. Далее следует диалог священника с клиром, состоящий из Пс 42. 1-5; 117. 1 и др. (стих Пс 42. 4 повторяется в диалоге перед началом анафоры), краткого исповедания грехов, второй молитвы А. ad а. (Там же. С. 129-131, 144; Lodi. Enchiridion. P. 1142). Умовение рук совершается после предложения Даров (СДЛ. Т. 4. С. 139).
Мессаамвросианского обряда до реформ Ватиканского II Собора открывалась диалогом священника, стоявшего на алтарной ступени (т. е. ступени престола), с чтением Пс 42. 4 («Подойду к жертвеннику Божию») и Пс 67. 1, затем следовали краткое исповедание грехов и тайная молитва священника о себе во время приближения к престолу (СДЛ. Т. 5. С. 14-16). Умовение рук с чтением Пс 25. 6-7 совершалось во время анафоры, прежде institutio (Там же. С. 26).
Месса рим. обряда до реформ II Ватиканского Собора (Тридентская месса), как и месса амвросианского обряда, начиналась с диалога предстоятеля и клира у алтарной ступени с чтением Пс 42. 4, 1-5; 123. 8, далее следовали исповедание грехов и тайная молитва А. ad а. (Lodi. Enchiridion. P. 1705; СДЛ. Т. 5. С. 113-116). Умовение рук (с чтением Пс 25. 6-12) входило в состав обрядов принесения Даров, анафора предварялась диалогом священника с клириками «Orate fratres» (лат.- Молитесь, братья) и чтением молитвы над приношениями (лат. super oblata, или secreta.- Lodi. Enchiridion. P. 1708 и др.; СДЛ. Т. 5. С. 124-125). Древние Миссалы (напр., Миссал Карла Лысого, ок. 870) включают в диалог священника с клиром слова Лк 1. 35, известные по вост. литургиям, и Пс 19. 4-5 (Jungmann. P. 82-88). В мессе Novus ordo действия А. ad а. подверглись сокращению - начальные обряды не содержат диалога: священник молча подходит к алтарю и целует его; в начале евхаристической литургии после поставления на престол хлеба и вина следуют умовение рук и обращение «Молитесь, братья», на к-рое священнику отвечают не только клирики, но и все молящиеся (Святая месса. Тула, 1993. С. 9, 18).